Какого Мессию ждут евреи?

Какого Мессию ждут евреи?

Сегодня мы будем говорить о том, какого Мессию ждут евреи.

Когда меня просили говорить на эту тему, я вспомнил одну историю из своей жизни. Я шел со своим другом, еврейским раввином. М ы проходили улицами старого Иерусалима, через арабские кварталы и там были большие свалки мусора. Друг сказал: «Как здесь грязно, как надоели эти кучи мусора! Скорее бы пришел Машиах!». Мы прошли еще немного и он сказал: «Вот до чего мы дожили. Я жду Машиаха, чтобы вручить ему метлу». Это на сегодняшний день действительно большая беда. Человек говорит: «Я все никак не могу найти работу. Скорее бы пришел Машиах!», или: «Мне не хватает денег закончить месяц, нужен Машиах».

Но не всегда было так. И если мы посмотрим какого Мессию ждали в I – II вв. мы увидим другую картину. Исайя 11:10 говорит: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава». Когда евреи обсуждают этот стих они говорят, Мессия не научит Израиль ничему новому, но он придет обучать Торе другие народы и даст им обратиться к Израилю, Богу Израиля. Это тот процесс, который должен совершить Мессия. А что же с Израилем? В отношении Израиля сказано, что Мессия соберет весь Израиль в своей стране из каждой отдельной страны, и подчинит Израиль Богу живому. То есть Мессия открывает язычникам Тору, и подчиняет Израиль Торе. Разумеется Машиах садится на царство в Израиле, но поскольку язычники приняли Тору, то царь Израиля становится царем во всем мире. Это ожидание того, что Машиах должен сделать.

  • Страдающий Мессия. Мессия книги Зарубавеля. Два Мессии.

Евреи так же говорят о том, что для того, чтобы это совершить Машиах должен пережить страдания. Когда-то много лет назад, примерно до XI вв. об этом учили из 52-53 главы Исайи (самый мессианский отрывок в Исайи). Начиная с 13-го стиха 52 главы до конца:

«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.»

Эти строки Исайи написаны в Вавилонии в самое тяжелое для Израиля времени, во времена самого глубокого духовного падения, самого большого отдаления Израиля, когда не было Храма, был разрушен Иерусалим, и народ Израиля был далек от Бога. До того, как появился еврейский комментатор Шломо Ицхак эти стихи рассматривали, как говорящие о Мессии. Евреи видели этого страдающего Мессию, как страдающего за грехи народа Израиля.

Одна из самых древних еврейских комментаторских книг «книга Зарубавеля», приписываемая Зарубавелю, наверно не сам Зарубавель ее писал, но она появилась в то время. Он рассказывает о том, как будет разрушен Храм, который он начал строить. Зарубавель говорит о грядущей катастрофе и рассказывает о том, как приходит Мессия. Мессия начинает воевать за свой народ и начинает свою войну в Галилее. Галилея находится на севере Израиля, там всегда жил простой и бедный народ, люди живущие простым сельскохозяйственным трудом. Если в середине Израиля жили скотоводы, то в Галилее жили люди, которые выращивали виноград и пшеницу, и разумеется рыбаки. Все люди были очень привязаны к земле и поэтому они возмущены, что Мессия ведет у них войну. Они принуждены скитаться с места на место и мучаются. Если вы помните, когда Йешуа пришел в одну из Галилейских синагог, бесы стали кричать: «Зачем ты пришел, мучить нас» (Мт.8:29). О каком мучении идет речь? Бесы не кричали это от имени бесов. Это выглядело, как-будто это сами галилеяне кричат. Бесы не говорили: «Я бес! что ты пришел меня мучить!», галилеяне говорили, что ты нас мучаешь, потому что избавление начинается с мучений галилеян. Об этом говорит «книга Зарубавеля» и галилеяне в это верили, потому что это была общераспространенная вера. Мессия должен был начать войну в Галилее, можно сказать свое служение в Галилее, и народ Галилеи на него ополчается. Он бежит с группой верных людей и должен перебегать с места на место. Он приходит в Иерусалим к мудрецам в Храм и говорит: «Я — Мессия», они же смеются над ним и говорят: «Пришел какой-то человек босиком, в нем нет никакого вида, не красив, у него нет хорошего голоса! Чему он собирается нас учить!» — смеются над ним. И он скрывается от них надолго. А народы мира узнают о нем, начинают приходить к нему.

И Зарубавель в своей книге описывает такое видение, которое в последствии попало во многие другие еврейские книги: евреи видят, как на плечи Мессии Всевышний кладет большой раскаленный прут, и раздается крик Мессии от края и до края неба. Всевышний говорит: «Это тебе за грехи народа Израиля». Затем, Всевышний кладет ему второй прут и говорит: «Это тебе за грехи народов мира». Мудрецы смеются над ним и говорят: «Глупый человек! Ладно бы страдал за грехи народа Израиля, а зачем он страдает за грехи народов мира!». Тогда раздается голос Всевышнего: «Вы завете его глупцом! Я покажу вам его свет, идущий от края мира до края мира!». В тот же момент открывается Мессия на облаке над Храмом и озаряет своим светом весь мир. Это представление о котором говорил Зарубавель, общее представление для всего того периода (книга Зарубавеля это одно из первых описаний). В более поздних сохраняется это описание, может немного изменяется, но общий смысл жизни Мессии такой — чтобы принять страдание за грехи народа, и не только народа Израиля, но и за грехи всех народов мира.

Есть другой рассказ о Мессии. Мидраш написан в I в. д.н.э., но он сохранился до наших времен. Хотя сначала мидраши не записывали, их стали записывать позже. Мидраш рассказывает такую историю: в грядущем мире праотцы Авраам, Ицхак и Яков скажут Мессии: «Хотя мы и отцы твои, но ты больше нас, потому что ты принял страдания за все поколения от нас до тебя, ты сидел в темнице и твои глаз страдали от тьмы, твое горло иссохло от жажды, твои руки изранены от порезов, только благодаря тебе сохранен наш народ», и Всевышний говорит праотцам: «Вы не перечислили и половины того, что он претерпел. Но теперь, когда вы поняли его величие, войдите, и воссядьте вместе с ним».

То есть в Израиле, в его ранней истории, люди ожидали страдающего Мессию. Мессия должен был пострадать и умереть. Более того евреи знали, что они его не узнают. Евреи видели Мессию, как человека, который будет гоним ими, будет скрыт от них, и даже убит.

Со временем родился другой образ. Этот образ был разделен на два: Мессия сын Йосефа (Машиах бэн Йосэф) и Мессия сын Давида (Машиах бэн Давид). Мессия сын Йосэфа начинает войну и умирает, и тогда приходит царствие Машиаха сына Давида. Об этой идеи стали говорить много раввинов в V – VI вв. Видимо, это было какое-то откровение, потому что оно появилось сразу во многих местах, а не рельсов, ничего другого тогда не было и они не могли сообщаться. Один из них говорит, что это открылось ему во сне. Он пишет об этом: «Я удивился, почему умирающий Машиах, называется Машиах бэн Йосеф? Йосэй не умер, он умер в конце, но это не суть. Яков (Израиль) только считал Йосэфа умершим, но Йосэф не умер, он пошел царствовать в другой стране, поднялся на царство, это было посланничество (Йосэфа). Видимо природа Машиаха будет таковой, что он придет в Израиль и приведет с собой верных из других народов. И раскрытие Мессии Израилю будет через то, что другие народы придут к Израилю и Машиах во главе этих народов. И они скажут Израилю: мы подчинились Машиаху, чтобы учить Тору, учи нас Торе. И вот, когда ты увидишь язычников, стучащихся в двери Израиля, говорящих: придите и научите нас Торе, жди прихода царя, его время близко».

  • Влияние христиан на еврейский образ Мессии. Комментарий рава Шломо Ицхаки. Мессия Маймонида (Рамбам) и Нахманида (Рамбан).

Но то, как евреи описывают Мессию, все время проходило рядом с христианами. Возникали споры с христианами, полемика. И в связи с этим еврейские комментаторы боялись, что излишний акцент на Мессии приведет к тому, что евреи будут креститься. Поэтому стали рождаться другие комментарии, стали говорить о другом понимании. Страдающий Мессия постепенно исчез.

Когда-то я учился в йешиве и учили место из Талмуда, где говорится, что Мессия называется прокаженным, то о чем написано в 53 главе Исайи. Я спросил: «Мессия — царь, он же должен прийти и воцариться в Иерусалиме, как же он называется прокаженным?». Я тогда не знал всех этих мидрашей о Мессии. Мне сказали: это значит, что из-за него, из-за того, что у нас появился такой святой человек, мы получили исцеление от всех наших проказ. Как проказа это белое пятно на теле, так на сером фоне Израиля появляется белое пятно Мессии. И весь Израиль, когда примет Мессию, весь станет белым, весь станет покрытый проказой и тогда, как говорит Тора, он чист. Вот что значит прокаженный Мессия. Я сказал, что это противоречит простому смыслу писания, пророк говорит о другом. Мне ответили, что у нас нет традиции глубоко изучать вопрос о Мессии, не капай.

Еврейские комментатор, я уже упоминал рава Шломо Ицхаки, в XI в. написал о том, что это глава говорит о народе Израиля. Там действительно есть много того, что можно так понять: народ Израиля действительно страдает, он проклинаем, прокажен в тот момент. В общем-то это был удобный комментарий, очень хороший, как одно из мнений. Тем более, что народ Израиля может разделять страдания Мессии и это на практике так. Израиль действительно берет на себя часть страданий Мессии. Но то, что произошло с этим комментарием — он заменил все остальные. У меня есть большое издание ТаНаХа, там есть большое количество комментариев людей, которые высказывают разные мнения, около ста человек. Из них примерно тридцать говорят, что это место о Мессии. Еще двадцать говорят, что можно было бы истолковать это место как о Мессии, но мы не будем делать этого, потому что так учит церковь. Остальные говорят о том, что это о народе Израиле.

Точно так же произошло и с другими местами, которые говорят о страдании Мессии. Когда Рут пришла к Боазу и он приглашает ее (Рут. 2:14): «И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась, и еще осталось». Это место, казалось бы, к Машиаху не имеет ни какого отношения. Это разговор Баоза с женщиной. Но древнееврейская традиция видела здесь Мессию. Всевышний говорит Мессии: Подойди сюда, пришло твое время — время еды, время кормить Мой народ; ты будешь есть хлеб. Слово хлеб «лехем» однокоренное со словом война «мэльхама». Ты будешь макать свой хлеб в уксус — это страдания, которыми Машиах должен пострадать. Садись рядом со жнецами — здесь есть два понимания: «коцрим» — это жнецы, но слово это происходит от коня значение которого сокращать, делать что-то коротким; страдания сократят твою (Мессии) жизнь; другое понимание — ты начнешь большую жатву, через твое страдание придет время жатвы. Это то чего ожидали от Мессии, до тех пор пока не начался разговор с христианами. Сейчас, если мы читаем комментарии на это место, комментатор говорит, что древние понимали это место о Мессии, но мы закроем свои уста от этого и оставим писание так, как оно пишет, потому что такие откровения опасны.

Подобным же образом можно сказать и о Пс.21 и о Пс.2. Все места, которые можно было истолковать о Мессии, все стали толковать о Давиде. Мидраш говорит, что Всевышний снимет корону со Своей головы и даст ее Мессии. Мидраш говорит, что Всевышний оденет Мессию в Свои одежды. Мидраш говорит, что Всевышний даст Мессии Свой посох власти. Это тот Мессия, которого ждали: Мессия который пострадает, который сокроется, и который явится с Божественными символами власти. Постепенно все эти комментаторы исчезают, все заменяется так, чтобы Мессия меньше фигурировал в комментариях.

В XIII в. Маймонид (Рамбам), один из самых крупных комментаторов и мудрецов истории Израиля, пишет законы о Мессии, законодательство, как должны выглядеть времена Мессии. И начинает этот разговор с того, что говорит о том, что рассказывают о многих чудесах, о том, что должен сделать Машиах, о том, как мир изменится, когда Мессия придет, как изменимся мы и все это делают глупцы. Не надо этим заниматься, никакой пользы от этого нет, ни мудрости, ни боязни Бога. Мы должны знать одно: все эти вещи случатся, как они случатся, в свой час. И все те, кто пророчествуют или предсказывают, все они будут постыжены, они все ошибаются, потому что у Бога образ Мессии и знание. Дальше, Рамбам говорит слова, которые на сегодняшний день, являются законом о Мессии, на сегодняшний день это общепринятый в Израиле критерий, по которому евреи готовы определять, кто такой Мессия: если человек ведет войну за освобождение Израиля, собирает народ Израиля в стране, готовится к строительству Храма и учит народ Торе, то можно предположить, что это Мессия, и можно за ним следовать и помогать; если он построил Храм — это точно Мессия и надо его поставить на царство; и будет царствовать он и сыновья его, и внуки его, и внуки внуков до конца веков. То есть Рамбам посчитал, что Мессия придет, восстановит Храм, умрет и будут править его дети. Сейчас это общепринятое мнение.

Было в свое время и другое мнение. Это Нахманид (Рамбан), человек который жил два поколения после Рамбама. Он говорит о том, что мир изменится с приходом Мессии, что в грядущем мире все будет по другому, изменится сама природа человека и строительство Храма вовсе не обязательна, потому что земное место Храма соединится с небесным Храмом, в котором будет служить Машиах. Этот ученый авторитетен во многих вопросах, но только не в этом вопросе. Его мнение известно, но никто ему не следует. Большинство евреев, все таки, сегодня ждет завоевателя.

В 67-ом году, когда была «война судного дня», были несколько раввинов, среди них главный раввин армии обороны Израиля (Шломо Горэ). Он вынес постановление, что Моше Даян, министр обороны Израиля — это Мессия. И действительно, был освобожден Иерусалим, Израильские солдаты первые за тысячу лет взошли на храмовую гору. Люди просто плакали. Я думаю, что это был самый большой час благословения для Израиля. Солдаты совершили молитву на храмовой горе, подняли Израильский флаг и стали ждать Моше Даяна. Многие действительно верили, что он Мессия, ждали, что вот сейчас мы разрушим все эти мечети и поставим здесь Храм и то, о чем мы молились века случится. Моше Даян приехал. Построили срой и он заговорил: «Наконец-то Израиль доказал, что он не нуждается в Боге. Мы можем сами вовевать! Сегодня нам помогала фортуна. Фортуна нам поможет и дальше. Нам не нужен Бог, у нас есть армия». Один из солдат, человек соблюдающий заповеди, рассказал, что раньше, когда он читал в ТаНаХе, что люди объяты ужасом, он не понимал, что это значит. Он тоже верил, что Моше Даян — Мессия, пока Моше Даян не сказал, то, что он сказал. Он говорит, что несколько солдат упало в обморок от страха. Это было большое разочарование. Есть у старых людей поговорка: как Моше Даян — Мессия. Но сама вера в Мессию война, не исчезла. У нас в общине мы делаем уроки для ортодоксальных евреев по Мессии. Мы часто встречаем людей, которые помнят каким Мессия должен быть. Но большинство ждут Мессию, который будет воевать вместо нас.

  • Тора Мессии — Тора огня и духа, глубокое понимание. Ожидание Мессии. «Доля» в будущем мире.

Однажды к нам в общину пришел не дружественный человек — главный раввин нашего города, очень авторитетный человек. Не все смогли прийти, когда он был и мы сидели в очень узком кругу. Он рассказал нам:

«Почему я не преследую вас до разрушения? Я вам расскажу, как я понимаю Мессию. Когда Всевышний дал народу Израиля Тору, Израиль не мог вместить в себя всю Тору. Когда Всевышний творил мир, Он творил его смотря в Тору, которая была написана черным огнем по белому огню (это известное предание). Всевышний хотел дать нам эту Тору, но мы не могли ее принять. Та совершенная Тора должна быть упрощена, чтобы мы могли ее принять, потому что та Тора — это Тора-огня, она наполняет человека огнем и раздувает его духом и человек не может вместить в себя. Когда придет Мессия, он будет воплощение этой Торы, она будет в нем жить, в нем будет гореть огонь и от него будет исходить дух. И через это событие люди смогут воспринять эту Тору. Поэтому есть письменная Тора, устная Тора, и Тора Мессии (так верит главный раввин города). Когда я хотел вам что-то доказывать, я взял Новый Завет и стал читать и думать: «К чему тут можно придраться?», тут же должны быть какие-то ошибки, его же писали глупые христиане, что они вообще в Торе понимают, обязательно что-нибудь напутают. Я увидел строки о крещении огнем и духом святым, то, что говорит Иоанн Креститель. Я подумал: «А ведь это верно!». Современная Тора, Тора, которую мы учим, она уподоблена воде. Тора Мессии — это Тора огня и духа. Если он говорил про Мессию, он же должен был говорить про огонь и дух и не важно откуда он знал. Иоанн Креститель он же не сразу испортился: был с хорошим умом, отец в Храме кадил, наверно воспитал его как-то, поэтому Иоанн Креститель знал, что говорил. Я подумал это такое мало известное учение, сегодня никто этого не знает, а эти люди пытаются так жить. И пусть они не очень умные люди, верят в какого-то странного человека, который давно умер, от которого для Израиля столько бед, но все-таки это учение Мессии. И я подумал: может я не буду вас гонять, выполняйте. Пусть понимание у вас будет правильным, а это знание у вас сохраниться».

Это еще одна сторона того, какого Мессию ждут евреи — Мессию, который раскрывает другое понимание Торы, более глубокое понимание.

Если мы обратим внимание на все послания в новом завете (Павла, Якова, Петра и т. д.) мы не найдем цитат из Йешуа! Никто не упоминает слова Йешуа. Можно сказать: Павел не знал Йешуа. Яков, Иуда, Петр — знали Йешуа. Почему они его не цитируют. Сегодня, если какой-то пастор будет говорить и он не процитирует слова Йешуа это будет как-то необычно. Книга мессианского учителя, в которой нет слов учителя — это очень подозрительно. Почему апостолы не цитируют Йешуа? Почему они цитируют Тору, закон? Почему никто из них не скажет, как говорил Йешуа? Для меня ответ в том, что они не видели разницу. Йешуа дал им более глубокое понимание Торы. Но Тора, которую они стали понимать глубже, это более глубокое понимание Торы Моше. Для Израиля Мессия не пришел, что-то сказать, он пришел сделать. Основное событие связанное с Мессией — его смерть и воскресение на кресте. Мы получаем искупление его кровью, через его кровь мы можем войти в глубокий смысл Торы. Когда народ получал Тору, Моше принес жертву и окропил народ, и через это народ смог подступиться к Торе. Через более совершенную жертву Йешуа, мы можем получить более глубокое понимание Торы. Сам Йешуа говрит (Мт.5,18): « Ни одна буква не прейдет из этого закона», все должно исполниться. То что мы получили от Мессии и то, что евреи ждут от Мессии, — более глубокое понимание. Еврейские комментаторы говорят: «Всевышний дал нам Тору через Моше и не даст нам никогда никакой другой, но придет Мессия и раскроет нам понимание Торы».

Когда Яков благословляет своих сынов (Быт.49), он говорит в благословении Иуде (Быт.49,11): «Будет стирать свои одежды в вине». Мудрецы говорят — это о Мессии, который очистит нашу Тору от нечистоты нашей и поместит в наших сердцах Тору полную; он не научит нас ничему новому, но он сделает нас способными учиться новому, понимать новое, брать новое у Моше; и он больше Моше, в том смысле, что он может дать народу больше Торы Моше; он заканчивает дарование Торы начатое Моше; через него исполнится сказанное: «Напишу закон на сердцах ваших»; и народы мира смогут войти в эту Тору; и тогда во всем мире будет один народ и один Бог. Это действие Мессии.

Но об этом надо много говорить с человеком. Когда он сможет оторваться от тех законов, которые дал Рамбам. Обычно человек защищается этими законами и провозглашает как лозунг: «Мессия должен построить Храм!». Я его спрашиваю, что будет в этом Храме, какой народ будет приходить в этот Храм? Евреи? Или может венгры, или корейцы? Может все народы? Он говорит: «Конечно все народы! Это же будет третий Храм». Я спрашиваю почему вдруг венгры захотят приходить в Храм? — Потому что они будут знать Тору. — Откуда они будут знать Тору? — Потому что нам откроется более глубокий смысл Торы. — А почему на откроется более глубокий смысл Торы? — Потому что они захотят ее учить; это как колодец из которого, чем больше черпают, тем больше в нем будет прибавляться воды. — Кто это все сделает? — Мессия! (Но на первых порах, все равно отвечают: вот построит Храм и тогда…) — А как тогда относится к тем людям, которые приходят и хотят учиться у евреев? — Ну написано, что это признаки прихода Мессии; но мы будем ждать.

Я стал изучать этот вопрос более глубоко, увидел, что многие раввины говорят о том, что Тора дана для того, чтобы воплотиться в Мессии. Тора — это как зернышко, из которого прорастет росток — это то, чего евреи ждут. Но когда мы говорим «евреи ждут Мессию», надо помнить, что евреи не живут постоянно ожиданием Мессии. Еврей говорит, что у меня сейчас есть моя определенная работа: я служу Всевышнему, я учу Тору, соблюдаю заповеди, обучаю Торе детей, а когда Мессия придет я ему обрадуюсь. То есть с одной стороны есть символ веры [из 13-ти основ веры Рамбама] в котором сказано, что хотя Мессия и задерживается я буду ждать его, когда придет. Это не ожидание, когда человек просто сидит и ждет. Это надежда, необходимость быть готовым. Человек говорит: «Я должен беречься, чтобы не оказалось так, что он пришел, а я не готов. У меня всегда есть чем его встретить: я стремлюсь к праведности, и это мое стремление всегда со мной. В каждый день, когда он придет, он откроет мою книгу, посмотрит, как я живу, скажет: Да, этот человек готов пойти за мной — он стремится к праведности, у него не осталось никаких долгов». Это ожидание Мессии. Ждать Мессию — это быть готовым его принять. Как если человек готовится к службе в армии, он поддерживает форму, старается заниматься. Мудрецы говорят, ожидание Мессии — это ежедневное упражнение в святости, ежедневное упражнение в милости, добре, во всех благих качествах. Мидраш на книгу Эклесиаст, упоминает о том, что, когда придет Мессия благодать прибавится к благодати, милость к милости, праведность к праведности и т. д. все добрые качества. Мессия прорастит все эти ростки которые в нас посеяны, но до этого момента, земледелие возложено на нас — мы растим.

Есть известная фраза: «Весь Израиль имеет долю в мире грядущем». Это любят говорить новоначальным, которые только начали соблюдать заповеди. Обычно приходит такой человек в синагогу и раввин говорит: «Радуйся, у тебя уже есть доля в будущем мире! Ты еврей и значит вы там будете устроены». Те евреи, которые писали объяснения, они говорили, что такое «доля в будущем мире» — это какое-то место на которое ты должен встать, когда придет Мессия, когда ты будешь встречать его на площади. Твои дела в этом мире, готовят тебе одежду в которой ты его встретишь. Ты можешь оказаться в неприятно пахнущей рубашке, в грязной одежде, или совсем без одежды и тогда тебя с этой площади выгонят. Эта площадь — это место в будущем мире, это работа. Другие говорят другую притчу: Рай, который был на небесах, разделен на наделы, и каждому еврею есть надел. Наши дела возделывают райский сад, и по разному возделывают. Есть которые выращивают там красивые цветы, но кто-то наделал в этом мире такого, что сад его зарос терновником (сорняки, грязь). И когда человек предстанет перед Всевышним, Он может спросить человека: «Что ты сделал с Моим садом?», и отдаст надел другому. Традиция говорит, что в этом саду будет жить народ с Мессией. Ожидание Мессии это взращивание этого сада. Нам не просто надо ждать его, с чего я начал, мы не должны ждать, что он придет и уберет наш дом, что он подметет наш город. Мы сами должны убирать и подметать. Он придет в наш дом, в тот город, в тот сад, который мы построим и там мы будем жить. Это ожидание Мессии, как учат евреи. Дело не только в том, какого Мессию евреи ждут, но и как они ждут. Когда я разговаривал со своими детьми и сказал им, что буду говорить на тему какого Мессию ждут евреи, дочка сказала: «А что тут долго говорить?», я сказал: «Ну, скажи кратко». «Евреи ждут требовательного и строгого Мессию», я спросил: «Всё?», — «Есть что добавить, с чем поспорить?» — у меня не было с чем поспорить. Евреи ждут требовательного и строгого Мессию. Есть еще третий вопрос: А зачем евреи ждут Мессию? Я спросил свою дочку: «А зачем евреи ждут Мессию?» — «Чтобы служить». Для евреев приход Мессии это не конец истории, это начало новой истории, начало сотворения мира. Когда Всевышний хотел сотворить мир, Он хотел, чтобы этот мир был царством Мессии. Это была цель. Только мир в котором Мессия царь — это то, что хотел сотворить Бог. Он не хотел, чтобы мир был таким в конце, Он хотел, чтобы такой мир был в начале: чтобы он был Богом в таком совершенном мире, жить в своем народе, подчинить Себе все. А дальше у Него есть еще план. Этот план то, для чего евреи ждут Мессию.

  • Заключение. Благодать.

Если подвести итог. Если отбросить историю полемики с христианами, посмотреть ту правду, которую евреи во всех поколениях пытались говорить. Евреи ждут Мессию который: примет страдания за грехи народа, умрет и воскреснет, воссядет на царство, получит на себя корону Всевышнего, облачится в одежду Всевышнего, даст народу глубинное понимание Торы, сделает Тору природой самого народа, посредством этого подчинит себе все и тогда будет план для нового неба и новой земли, в котором святой народ будет служить святому Богу и над всем этим будет Святой Царь. Это то для чего и какого Мессию мы ждем, и, как мы его ждем. Это не так сильно отличается от того, что говорят апостолы и книга Откровения. Мы тоже там видим город в котором правит Царь. Но так сейчас получается, что и в церкви и в синагоге учат что-то другое. Я думаю, что через глубокое изучение писания, внимательное сопоставление, можно убедиться в этом плане Бога и что никакого другого Мессии не может быть.

Конечно могут спросить меня о милости, наши братья христиане любят говорить о благодати. Вчера затронули этот вопрос: под законом и под благодатью. Мне говорили, может я хочу, чтобы христиане встали под закон? Хочу лишить христиан благодати? На самом деле Павел, который говорит о законе и благодати, не говорит, как о каких-то двух полюсах. В чем благодать? В том, что в нас живет закон. Когда Павел говорит слово закон, это Тора. Когда мы говорим о Мессии — кто такой Мессия? Кто такой Йешуа? Иоанн говорит: «Слово стало плотью». Какое слово? Что такое слово? Это Тора. Тора стала плотью. Это и есть благодать — Тора ставшая плотью. Тот, кто видел Йешуа в котором жила воплощенная Тора, видел Бога, так сам Йешуа говорит: «тот видел Отца», и можно сказать, что если Тора живет в нас — это благодать, мы призваны быть такими как Йешуа, с Торой внутри. Когда Павел говорит: «Во мне живет Машиах, во мне живет дух Машиаха, во мне живет Тора» — я уже не живу по закону, я не сверяюсь каждый раз, а как я должен поступить по закону. Или, вернее, какое наказание мне полагается за нарушение. Но закон у него живет внутри, и, это и есть благодать, благодать, которая внутри нас, Тора, которая внутри нас. Поэтому нет никакого противоречия. Противоречие возникает, если в нас Торы нет, если мы грешим. И когда мы грешим, мы решим сделать так, будем что-то соблюдать, начнем некую бухгалтерию грехам и заповедям: я сегодня много нагрешил, пойду подам милостыню кому-нибудь; или этот год я хорошо погулял, я пожалуй в Йом Кипур сделаю себе строгий пост. Могу ли я оправдаться делами? Может ли оправдание моего греха быть исполнение заповеди? Когда я был в ортодоксальном мире, маленьким мальчиком, мне было лет 15, я мог делать, что-то нехорошее. Я прикасался к голове, кипа на месте, кисти на краях одежды (цицит) на месте — все в порядке, я с Богом, у меня же есть эти заповеди, я свой человек. Вот это было жить под законом, не было благодати. У меня по прежнему есть кипа и кисти, но я уже не делаю того, что делал тогда, есть внутренние тормоза. Тора постепенно становится частью моей природы, это благодать от Машиаха, нет насилия в соблюдении закона. Постепенно я просто живу так, новый человек, который во мне живет. Это то чего хотят евреи. Детям обычно рассказывают, что филактерии (тефилин) будут расти на лбу у человека сами. На любой одежде будут вырастать кисти, в субботу человек не сможет ничего делать, так будет изменяться природа. Если принять это как метафору, то так оно и происходит. Это то, какого Мессию ждут. Это тот Мессия, который и пришел, нет никакой разницы.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s